Инвестируем в предметы искусства.

Инвестируем в предметы искусства.          Залогом успешности любых инвестиций, в том числе инвестиций в предметы искусства и старины, является правильный выбор направления, а также времени совершения сделки. Основное правило при инвестировании в предметы искусства – это отказ от  вещей, которые приносят небольшой доход и представляют собой меньшую культурную и историческую ценность.  Высвободившиеся деньги нужно направлять в более достойные экземпляры.
                

          Инвестиции в антиквариат имеют некоторое сходство с инвестированием в акции. Формируя свою коллекцию, нужно руководствоваться теми же принципами, что и при формировании портфеля акций. Основная ставка также делается на «голубые фишки», но в тоже время не следует забывать и о других потенциально интересных направлениях.  Например, о давно закрепившихся на рынке предметах, которые приносят небольшой, но стабильный доход. Инвестиции в предметы искусства имеют свою особенность: стоимость подлинного предмета сопряжена с известностью автора, исторической и культурной ценностью, а так же со степенью сохранности вещи. Немалую роль на стоимость предмета оказывает конъюнктура рынка. Например, количество аналогичных вещей в продаже. Стоимость приобретённого вами предмета может существенно снизиться, если на рынке будет присутствовать достаточно большое количество работ приобретённого вами автора. Не последнюю роль в ценообразовании играет мода. Интерес публики к одному и тому же направлению может, как возрасти, так и снизиться.  Всплески интереса, как правило, предсказуемы. Например, о перспективе восточного искусства эксперты говорили давно. Рост интереса к этому направлению связывают с ростом благосостояния стран Востока, а также с новым увлечением европейцев. Прогнозируется так же увеличение спроса на старинные медные монеты, они являются наиболее доступными по цене предметами нумизматики. Чтобы составить представление о стоимости той или иной вещи, нужно посмотреть, за сколько продавались аналогичные вещи на специализированных аукционах. Русские предметы сейчас пользуются повышенным спросом, причём дороже всего их ценят именно в России. Очень важно учитывать насколько покупка превысила предпродажную оценку вещи (в ходе торгов), из этого можно сделать вывод о востребованности предмета, и о темпах роста цен внутри нужного направления. В то же время мода может сыграть злую шутку с инвестором, её всплеск может быть очень краткосрочным. Например, в начале 90-х годов модерн был очень популярен. На данный момент спрос на него очень низок, особенно в  сегменте декоративно-прикладного искусства, где он проявлен наиболее ярко. Внезапный интерес к имени того или иного художника или предметам определённой эпохи тоже возможен. Очень часто подобный интерес подготовлен стараниями какого-либо крупного галерейщика, имеющего достаточно высокий авторитет. Нередки случаи, когда известные специалисты по торговле антиквариатом, скупают предметы из того или иного направления, оставляя на рынке всего несколько образцов. Затем, на протяжении двух-трёх лет они устраивают выставки, выпускают каталоги – стимулируют рост интереса к  направлению. Потом купленные некогда за бесценок вещи продаются в десятки раз дороже, что полностью покрывает затраты и приносит ощутимую прибыль.
                          

          Существенно повысить цену картины или предмета декоративно-прикладного искусства способен его провенанс. Провенанс – это история владения художественным произведением, предметом антиквариата, а также история его происхождения. Часто он служит доказательством подлинности предмета. Особенно это справедливо для западного антикварного рынка, в России решающую роль играет все же экспертное заключение. Нередки, к слову, случаи возвращения предметов, приобретенных россиянами на торгах крупнейших мировых аукционов, подлинность которых не была подтверждена постпродажной экспертизой, проведенной музеями Москвы и Санкт-Петербурга. Зная эту особенность, дома Christies и MacDougalls для формирования русских коллекций наняли специалистов из России, что служит еще одним свидетельством возрастающего авторитета российских покупателей.
                      

          Традиции европейского антикварного рынка постепенно приходят и на Российский антикварный рынок, всё больше коллекционеров интересуется провенансом. В этом есть резон, у инвестиционных инструментов должна быть безупречная репутация – это снижает риски. С благонадежностью, придаваемой предметам провенансом, связаны отчасти первые миллионные продажи русского искусства на торгах Sotheby's в 2003 году. Картины Бориса Кустодиева «Красавица» (1,4 миллиона долларов) и Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (880 тысяч долларов) —  причина столь высоких, небывалых до того времени цен —  не только бесспорная художественная ценность полотен, но и их блестящий провенанс —  картины принадлежали некогда Федору Шаляпину. Самая дорогая русская картина —  «Натюрморт с цветами» Ильи Машкова, оцененная публикой в 3,6 миллиона долларов, выставлялась в 1913 году в Амстердаме, что также сказалось на цене.
          

          Прежде чем инвестировать в предметы искусства и старины, необходимо определиться с тем, какие затраты вы готовы нести на формирование и содержание коллекции, есть ли у вас необходимые площади для хранения больших предметов, сможете ли вы создать подходящий микроклимат для хранения коллекции. Не менее важно определиться со сроком, на который вы готовы инвестировать средства и на какой доход вы сможете рассчитывать. Всё это позволит определиться с направлением, в которое вы будете инвестировать.
                      

          Наиболее доходным направлением на рынке антиквариата традиционно считается живопись. К «голубым фишкам» можно отнести картины русских художников-классиков конца девятнадцатого, начала двадцатого веков.  К наиболее стабильно-доходным можно отнести полотна известных голландских и фламандских мастеров семнадцатого века. Эти полотна стоят немалых денег, цена на них растёт, понемногу, но стабильно. Произведения советского периода постепенно завоёвывают популярность, но пока признаны не всеми, их можно отнести к рисковым активам. Наиболее перспективны из произведений художников этого периода – это полотна Анатолия Зверева и Мартироса Сарьяна. Однако, следует отметить, что особенно интенсивно растут в цене дорогие картины. По прогнозам специалистов, на лучшие полотна самого востребованного русского художника Ильи Машкова, в ближайшие два года цены вырастут на 70-100 %. Полотна же стоимостью до ста тысяч долларов, прибавляют в цене, как правило, не более 15 % в год.  
              

          Впрочем, одного изучения истории продаж картин какого-либо художника недостаточно, для прибыльного инвестирования.   Вкладывая   деньги в картину, вы вкладываете не в искусство в целом, а в конкретное произведение, очень большое значение имеет то, что оно собственно представляет. Мало знать имена востребованных мастеров, нужно ещё понимать - насколько хороши произведения в инвестиционном плане. Цена и потенциал её роста на картину программную, известную, участвовавшую в различных выставках, могут быть в разы выше, чем на проходную, посредственную, не отражающую специфики творчества автора. Большую роль играет и сюжет —  он должен быть приятным, интересным, близким покупателю. Так, если выставить на торги две картины одного мастера-классика —  с изображением старухи или юной девушки, с большой долей вероятности можно предположить, что за вторую картину заплатят существенно больше. В то же время в искусстве начала XX века, советского периода, скажем на полотнах Виктора Попкова, те же старухи могут быть востребованы —  это отличная инвестиция. Подобные нюансы может оценить только специалист, если вы в этом плохо разбираетесь, лучше воспользоваться услугами профессионала. Разница в стоимости картин одного и того же мастера может быть многократной. Например, неординарная, выполненная на высоком художественном уровне работа Константина Коровина «Уличная сцена в Ницце» была оценена покупателями в 330 000 долларов, типично парижский ночной пейзаж «Площадь Оперы» позднего периода —  всего в восемьдесят тысяч долларов, топ-лотом же стал «Пикник», перекликающийся с работами французских импрессионистов, купленный за полтора миллиона долларов. Аналогичный разброс цен можно увидеть, взглянув на продажи картин Петра Кончаловского в мае и декабре 2005 года: поздний пейзаж «Рязань» был куплен за 126 500 долларов, ранний и очень оригинальный авангардный натюрморт —  за 800 000 долларов, а за проходную работу в творчестве мастера (однако участвовавшую в пяти выставках) —  портрет Юрия Юрьева покупатель заплатил 1,4 миллиона долларов, что стало своеобразным рекордом.
                    

          В качестве наиболее интересных с точки зрения инвестиций художников, называются имена Бориса Кустодиева, Ильи Макова, Константина Коровина, Константина Сомова. При инвестировании избегайте проходных работ, ориентируйтесь на провенанс, учитывайте, к какому периоду творчества художника относится это произведение, обратите внимание на сюжет картины. О том насколько он важен, можно судить и по тому, что картина выдающегося русского художника, имеющего очень высокий ценовой рейтинг, Владимира Маковского «Крах банка» долгое время не могла найти своего хозяина. Банкиры из числа покупателей такого полотна исключаются автоматически. Сюжет должен быть приятен и близок не только вам как владельцу, коллекционеру, инвестору, но и всем тем, кто может купить картину у вас потом. Существенным недостатком, при инвестировании в дорогие картины, является наличие большого количества  подделок, что значительно увеличивает риски при инвестировании.
                  

          Ещё одно перспективное направление для инвестирования – это старинные книги. Основной показатель ценности книги – это тираж книги. Выпущенные в советское время в огромном количестве книги, даже спустя пятьдесят лет (по закону книга считается антикварной спустя 50 лет после издания) такие книги не представляют особой ценности. Учебники и различные пособия так же не представляют особой ценности, не зависимо от даты издания. Наибольший интерес представляют редкие тематические издания (про охоту, строительство магистралей, нефтедобычу, домоводство), сочинения русских классиков, а также западная литература о России. Закон «чем старше, тем дороже» в этом направлении коллекционирования проявляется достаточно ярко. Особенно ценятся первые и прижизненные издания авторов, подарочные иллюстрированные книги в эксклюзивных суперобложках, с выполненными по специальному заказу экслибрисами. Даже то, что считалось в XIX веке не самым дорогим книжным оформлением, например, издания Сытина, сегодня ценятся высоко. Отдельный пласт дорогостоящих антикварных книг —  издания с пометками и дарственными надписями, сделанными рукой автора, но встречаются они достаточно редко. Однако ценность книги складывается из возраста книги плюс малый тираж. Простой пример: книга XIX века, выпущенная в ограниченном количестве экземпляров, скорее всего, будет стоить дороже в полтора-два раза академического издания XVIII века. Большое значение имеет сохранность книги. Поврежденный переплёт, мятые корешки, рваные и отсутствующие страницы снизят стоимость книги на 100-200 %. Основной минус этого направления инвестирования —  небольшое количество специалистов и как следствие отсутствие прогнозов. Зато есть и весомый плюс  —  подделывать книги трудно и дорого, экономически нецелесообразно, а потому подлинников на рынке куда больше, чем фальшивок. Вместе с тем русская история, изобилующая бунтами, революциями и смутными временами, играет не на руку коллекционеру: много по-настоящему ценных экземпляров музейного качества были вывезены из России, часть из них безвозвратно утеряна. С этим связана низкая ликвидность этого вида антиквариата. Имея на руках редчайший экземпляр, аналогов которому нет на свободном рынке, вы будете, возможно, долго искать покупателя. Ведь для поддержания коллекции необходимо соблюдать ее концепцию: покупать книги определенного автора, издательства, периода, вида. Однако популярность этого направления инвестирования постепенно растёт, о чём свидетельствуют продажи. Нередко, в ходе торгов цена продажи многократно превышает первоначальную стоимость оценки книги. Например, на торгах «Гелоса», книга Григория Геннадии «Русские книжные редкости», первоначально оцененная всего в 530 долларов, была продана за 3 300 долларов. И такие случаи, в последнее время, не редкость.
            

          Определённый интерес представляет инвестирование в фотографии. В феврале 2006 года был установлен рекорд продаж в этом сегменте – за 2,8 миллиона долларов с торгов Sotheby’s ушёл кадр «Озеро в лунном свете» (сделан Эдвардом Стайхеном в 1904 году). Нью-Йорк —  Мекка коллекционеров редких кадров, туда следует отправиться в первую очередь, чтобы понять, какие отрасли сегодня наиболее доходны на мировом рынке. Однако кое-что можно узнать и без поездки в США: основные слагаемые цены фотографии —  известность автора или персоны, изображенной на снимке, и редкость. В России традиционно больше всего ценится русское – девятнадцатый век в пожелтевших кадрах фотохроники. Данный сегмент рынка пока плохо развит, торговля в основном осуществляется через интернет. Кроме того, трудно проконтролировать тираж снимков, а это очень важный показатель при определении цены фотографии. Фаворитами на этом рынке считаются фотографии императорской семьи. Дело в том, что в России в отличие от США или стран Европы, фотография рассматривается как часть истории, а не искусство, здесь важны не красота и композиция, а документальное подтверждение деталей прошлого.
             

          Ещё одно направление инвестирования – старинные часы. Можно вкладывать деньги в сложные механизмы, созданные известнейшими мастерами и фабриками. Именно механизм, а не декоративные украшения вопреки распространенному мнению, является определяющим фактором стоимости часов. К наиболее дорогим относятся часы, созданные да восемнадцатого века. Это большая редкость. Последняя крупная продажа таких часов зафиксирована в 2001 году на аукционе Sotheby’s, это были часы эпохи Людовика четырнадцатого. Значительно чаще встречаются часы, созданные после семнадцатого века. Наиболее известны марки Bure, Moser, Breguet. Часы торговой марки Breguet наиболее дороги, в первую очередь это обусловлено невероятно сложным, для своего времени, механизмом. Рекордная стоимость часов Breguet – 750 000 долларов. Основной недостаток этого направления инвестирования – долгая окупаемость.
                

          Старинные автомобили, вот ещё одно направление для инвестирования. С точки зрения имиджа, это одно из наиболее роскошных и привлекательных направлений. Однако оно не столь доходно, как может показаться на первый взгляд. Ретрокары приносят своим владельцам в среднем 15% годовых. Цена продажи таких автомобилей в ходе аукциона обычно не превышает цену первоначальной оценки. Например, на недавних торгах Christie’s не достиг верхней границы эстимейта автомобиль производства Automobiles Charron, которому уже более 100 лет, —  он продан всего за 400 000 долларов. В основном это связано с большими затратами на содержание коллекции. Гараж для коллекции должен быть отапливаемым и достаточно комфортным. В среднем одно машиноместо обходится в 150 долларов в месяц, в коллекции должно быть не менее пяти машин. Основной доход инвесторы в антикварные автомобили получают от реставрации приобретенных относительно недорого машин. Привести в порядок разбитый ретрокар стоит около ста тысяч долларов, перепродать его потом можно в десятки раз дороже суммы покупки. Наиболее дороги редкие автомобили. Обычно это машины, сделанные под заказ для кого-то из первых лиц государств или собранные для участия в гонках. Так, например, топ-лотом недавних автомобильных торгов Christie’s стал Jaguar С-type 1952 года выпуска —  многократный победитель гонок Le Mans, его приобрели за 1,5 миллиона долларов. Самое главное требование к таким экземплярам —  документальное подтверждение их исторической ценности: без него цена будет в два-три раза ниже.
            

          Ещё одно направление инвестирования – коллекционирование мебели. Оно так же приносит инвесторам, порядка 15 % годового дохода. Правда доход, приносит только нечто интересное и особенное, посредственность невостребована. Наиболее интересна мебель восемнадцатого века, изготовленная в России. Возраст, провенанс и сохранность —  основные составляющие цены. Не менее важна также её красота, порой за красивую мебель готовы платить даже больше, чем за историю. Например, на торгах Christie’s сундук, украшенный жемчугом и фарфором, был продан за 5 200 000 долларов, а редкий секретер в отличной сохранности, сделанный в XIX веке и стоявший некогда в спальне французского короля, покупатели оценили всего в 4 000 000 долларов. Однако столь высокие цены на мебель встречаются не часто, например, на торгах устроенных аукционным домом Ursula Nusser в январе 2006 года, было представлено 20 лотов. Самыми дорогими стали письменный стол и секретер орехового дерева, они ушли с торгов за 12 000 долларов каждый (последний —  с превышением эстимейта в 1,5 раза).
         

          Нумизматика, в средней ценовой категории – одно из наиболее прибыльных направлений. Во-первых, монеты и настольные медали при благоприятном раскладе способны дать довольно солидный прирост —  30-40 % годовых, во-вторых, это хорошо изученная стабильная отрасль, в-третьих, не приходится тратить безумные деньги на хранение коллекции —  достаточно арендовать ячейку в банке и ваше собрание в безопасности. В числе достоинств нумизматики и высокая ликвидность —  относительно недорогие лоты быстро находят новых владельцев по выгодной для прежнего хозяина цене. Изученность и стабильность отрасли позволяют делать успешные прогнозы относительно тенденций, что также немаловажно. Однако, и это направление не лишено недостатков. Во-первых, большое количество подделок, по некоторым оценкам, порядка 80 % рынка. Атрибуция (установление времени и места выпуска) монет сложна —  фальшивки с каждым годом становятся всё более высококачественными, и даже эксперты, по их собственному признанию, не всегда способны распознать их сразу.
              

          В 2005 году антиквары заговорили, наконец, о росте интереса к искусству Востока. По этому направлению Россия  значительно отстала от Европы и США, там «восточные торги» собирают миллионы. Русское искусство, чрезвычайно дорого, а увлечение европейской культурой и традициями Востока, вызывает у многих желание прикоснуться к китайской или японской старине. В немалой степени этому способствуют восточные новинки кинопроката —  «Затойчи», «Куклы», «Мемуары гейши», «Герой» и т. д. «99% вещей после съемок фильма продаются с аукциона, и у них уже есть не только провенанс, но и киноистория, тоже влияющая на цену в сторону увеличения. Вышла коллекция дизайнера с восточными мотивами в одежде —  проснулся интерес аудитории к тканям, костюмам, аксессуарам. Открылся новый ресторан —  к предметам интерьера и декоративно-прикладному искусству. Это сейчас очень пластичный и живой сегмент рынка, количество заинтересованных людей постоянно растет. На данный момент в России мало специалистов, вплотную занимающихся восточной тематикой, между тем, при инвестировании в это направление, консультации специалиста просто необходимы. Количество подделок достигает 85 %. Поэтому российские коллекционеры предпочитают приобретать вещи на западных аукционах. Наиболее ценится корейский фарфор, цены на него нередко достигают нескольких миллионов долларов и никогда не падают ниже 60 000 долларов. Китайские фарфоровые предметы продаются обычно не дороже двух миллионов, а цены на японские начинаются от 30-40 тысяч долларов. Затраты на реставрацию не всегда бывают оправданными. В последнее время коллекционеры проявляют наибольший интерес к вещам, дошедшим до нашего времени в хорошем состоянии, или, во всяком случае, предпочитают взглянуть на предмет до того, как мастера-реставраторы вернут ему былой блеск. Между тем риск неудачной работы очень велик, особенно в России, где пока недостаточно развит институт реставрации, а она способна снизить стоимость вещи в несколько раз. Особенно это относится к мебели, старинным книгам и, конечно, ювелирным украшениям —  менять оправу, делая основную ставку на камень, нельзя: старинная огранка несовершенна и предмет потеряет свою ценность минимум вполовину, утратив лоск работы старого мастера.
                    

          Можно заработать и на старой мебели, когда-то выпускавшейся серийно.  Нужно только со вкусом и идеей отреставрировать надоевшую мебель, превратив ее в образчик модного сегодня шеби-шейк. Для этого обычно выбирается наиболее интересная мебель, в удовлетворительном состоянии,  не обладающая эксклюзивностью. Дело в том, что эксклюзивная мебель требует более дорогой реставрации, а это может не окупиться. Покупая старые и не нужные никому вещи за бесценок —  речь идёт о нескольких тысячах рублей —  и, вкладывая деньги в их авангардную реставрацию —  обычно не более трёх тысяч долларов, с учётом работы мастера, вы получаете возможность продать их за несколько тысяч долларов, то есть в десятки раз дороже. Таким образом, ваша прибыль может составить 300-400 %.

Рокин Алексей

Скачать программу для ведения семейного (личного) бюджета здесь

Скачать программу для финансового планирования здесь

condom-shop.ru

шаблоны joomla 3

Стены, пошаговые руководства

nissan qashqai 2017

repair-time.ru