Рынок произведений исскуства.

Рынок произведений исскуства.          По мере роста накоплений, перед каждым человеком встаёт вопрос: «Как ими распорядиться? Как сохранить и приумножить заработанное?».  Обычно в качестве объекта для инвестиций рассматриваются: банковские депозиты, недвижимость, активы фондового рынка, драгоценные металлы и прочее. Такое направление, как инвестиции в произведения искусства, пока ещё мало популярно.
                  

          Арт-рынок —  это огромный инвестиционный мир, с десятками тысяч публичных и частных сделок, имеющий сложную инфраструктуру и включающий в себя десятки сегментов и секторов. Ещё исторически так сложилось, что подобные инвестиции не являлись массовыми. Причин для этого достаточно много: непрозрачность рынка, низкая ликвидность, слабая «освещённость» проводимых сделок. В наше время ситуация существенно изменилась. Появились онлайновые аналитические ресурсы, аукционная статистика. Для рынка искусства были созданы специальные ценовые индикаторы. Для работы на этом рынке были созданы специализированные ПИФы, что позволяет выходить на этот рынок даже плохо разбирающимся в искусстве инвесторам. По мнению экспертов, объём мирового арт-рынка колеблется в интервале от 25 до 30 миллиардов долларов. Потенциал российского арт-рынка оценивается в 4 миллиарда долларов, что включает условную оценку стоимости только открытых коллекций произведений искусства. При этом следует учитывать российскую специфику, примерно 90 % произведений искусства находится в государственных фондах, и только 10 % обращается на рынке. По мнению экспертов, докризисный оборот российского антикварного рынка находился на уровне 2,5-3 миллиардов долларов. Возрастающий интерес к русскому искусству подтверждается статистикой мировых аукционных домов. С 2003 по 2007 годы оборот Русского отдела аукционного дома Sotheby’s увеличился почти вчетверо (с 50 до 180 миллионов долларов), а аукционного дома Christies почти в 7 раз (с 24 до 144 миллионов долларов). Общий оборот аукционного дома Sotheby’s в 2008 году составил 4,86 миллиарда долларов, а Christies — 5,1 миллиарда долларов.
                   

          Разразившийся мировой финансовый кризис отразился и на рынке культурных ценностей. Начавшийся с кризиса ликвидности и общего сужения денежной массы, он неизбежно привел к падению покупательной способности в общемировом масштабе — в результате, начиная со второй половины 2008 года, произошло снижение оборотов рынка искусства, что отразилось на общих показателях года. В то же время, показатели за январь-февраль 2009 года, свидетельствуют о возобновлении деловой активности, по ведущим сегментам аукционных торгов в среднем продано 75 % выставленных лотов, большая часть была реализована выше верхних эстимейтов. Стоимость высококлассных произведений искусства, несмотря на сокращение объемов продаж на арт-рынке во второй половине 2008 года, осталась практически на докризисном уровне, что подтверждает существующую теорию «искусства, как убежища для крупного капитала, в периоды экономических потрясений». Созданный агентством Skate’s индекс тысячи самых дорогих шедевров живописи, проданных на международных аукционах, показывает неуклонный рост их стоимости. Капитализация работ такого уровня не только не упала, а даже увеличилась на 12,6 %. Это связывают с небольшим количеством таких работ, а также стабильно высоким спросом покупателей на работы высокого уровня. Авторитетный индекс Мея-Мозеса, составленный на основе исследований за 50 лет (с 1953 по 2003 годы), показал среднегодовую доходность инвестиций в произведения искусства на уровне 12,06 % (Mei/Moses Fine Art Index — индекс арт-рынка, разработанный профессорами школы бизнеса Леонардо Стерна при Нью-Йоркском университете Майклом Мозесом и Джанпин Меем). Для сравнения — американский фондовый индекс S&P 500 за тот же период показал среднегодовую доходность на уровне 11,7 %. Шедевры произведений искусства являются идеальным, с точки зрения роста стоимости, объектом инвестирования. С одной стороны, спрос на нетленные ценности остается всегда, с другой — есть тенденция «сжатия рынка» на фоне естественной убыли и объективной невоспроизводимости предметов искусства. Стоимость выдающихся произведений мирового уровня может приносить доходы, не соизмеримые с доходностью традиционных инвестиционных инструментов. Результаты аукционных продаж с 2003 по 1-ую половину 2008 года показывают, что цены на произведения художников из интернациональной категории «первых имен» выросли более чем на 400 %. И даже в кризисных условиях стоимость первоклассных работ практически не претерпела изменений.
                 

         Основная особенность арт-рынка – это его слабая зависимость от событий на фондовом и других рынках инвестиций. Арт-рынок также слабо чувствителен и к политическим событиям, в периоды войн и других чрезвычайных ситуаций стоимость произведений искусства практически не изменялась. К такому выводу пришли профессора Мей и Мозес, сравнившие динамику цен на картины французского неоимпрессиониста Поля Сезанна с динамикой цен на немецкие акции и облигации, начиная с 1874 года. В результате двух мировых войн владельцы акций и облигаций несли большие убытки или вообще теряли весь свой капитал. Цены же на работы Сезанна росли в цене и в военные, и в кризисные времена. Даже в периоды стагнации и рецессий, цена на произведения искусства продолжает расти. Подобное «поведение» арт-рынка, позволяет рассматривать его как вариант диверсификации инвестиционного портфеля. С момента кризиса фондового рынка в 2000 году, рост цен на искусство опережает рост цен на финансовых рынках.
        

          Джампин Мэй и Майкл Мозеса, исследовавшие поведение арт-рынка на протяжении длительного времени, пришли к выводу, что политическая и экономическая нестабильность способствуют росту интереса к предметам искусства, что приводит к росту их стоимости. Во время краха фондового рынка в октябре 1987 года, многие инвесторы выводили свои капиталы с фондового рынка, и часть высвободившихся средств, вкладывали в произведения искусства. Именно в этот период были зафиксированы рекордные цены продаж. Например, в ноябре 1987 года, картина Ван Гога была продана за 53,9 миллиона долларов, на тот период, это была очень высокая цена. Есть и более свежие примеры. Например,  в сентябре 2008 года, в разгар мирового финансового кризиса, картины современного художника Дэмиана Херста, были проданы на аукционе, на общую сумму 200 миллионов долларов, что в два раза превысило максимальный эстимейт торгов. Представители Sotheby’s даже назвали эти торги «аукционом века».
            

         Нестабильность мировых финансовых рынков подталкивает инвесторов к поиску альтернативных способов инвестирования. Вероятно, этот факт и обуславливает рост интереса к арт-рынку. Однако, основной рост цен, приходится исключительно на высококлассные вещи, работы малоизвестных художников менее популярны. Ликвидность арт-рынка напрямую зависит от развитости его инфраструктуры, доступности информации для заинтересованных лиц, а также от соответствия цены предложения цене спроса. Ликвидность произведений искусства в периоды экономических кризисов так же снижается, хотя продать можно всё, вопрос в цене.
               

          Ценообразование на арт-рынке так же имеет свои особенности. Предмет искусства не прошедший экспертизу и не имеющий документа подтверждающего его подлинность, практически не имеет рыночной ценности.  Инвестиционная привлекательность произведения искусства, не прошедшего экспертной процедуры, равна нулю. Факторы, оказывающие влияние на стоимость произведения искусства:

     1. Признанность автора, его принадлежность к определённой эпохе.
     2. Личная история автора, его самобытность, уровень новаторства. То же относится и к конкретному произведению.
     3. Наличие работ автора в ведущих музейных коллекциях и галереях.
     4. Частота проведения персональных выставок мастера.
     5. Оценка работ мастера со стороны критиков.
     6. Участие работ в международных проектах.
     7. Вхождение в авторитетные каталоги.
     8. Возраст произведения.
     9. Наличие надписей, датировки и так далее.
     10. Субъективная оценка работы покупателем.
     11. Личное пристрастие покупателя.
     12. Желание покупателя обладать конкретным произведением.
                  

          Основные риски, возникающие при инвестировании в произведения искусства:

     1. Подлинность произведения (вхождение в авторитетные каталоги, экспертное подтверждение подлинности).
     2. Хороший провенанс.
     3. Справедливая цена.
     4. Перспективы роста.
     5. Ликвидность произведения.
     6. Легитимность сделки по приобретению.
     7. Необходимость обеспечивать определённые условия хранения.
     8. Страхование произведения искусства.
              

          Всё это требует хорошей профессиональной подготовки, навыков работы с конкретным видом произведения и автором, знание законодательной базы и особенностей делового оборота, а также знание технологий совершения операций. С целью облегчения работы неподготовленного инвестора, с небольшим капиталом, для работы на этом рынке разрабатываются специальные механизмы – специализированные инвестиционные фонды. На данный момент в мире функционирует порядка пятидесяти инвестиционных фондов, специализирующихся на инвестировании в произведения искусства. Ежегодно создаётся порядка пяти новых инвестиционных фондов этого направления. Первые коллективные инвестиции на арт-рынке были сделаны в 1974 году, Фондом Британских Железных Дорог. Фонд вложил 40 миллионов фунтов стерлингов, около 2,5 % своих активов, в различные виды искусства, начиная с китайского фарфора и заканчивая картинами французских импрессионистов. Коллекция фонда состояла из 2 400 предметов, самых различных направлений. Коллекция была реализована в период с 1987 по 1999 годы. Арт-портфель показал среднегодовую доходность 11,3 %. Основной доход был получен от 25 полотен импрессионистов. Наиболее удачным вложением была картина Ренуара «Прогулка», приобретённая фондом за 680 тысяч фунтов стерлингов, в 1989 году она была продана на аукционе за 10,34 миллиона фунтов стерлингов, со среднегодовой доходностью 109 %.
                

          Арт-рынок не однороден, он разделён на сегменты. Эта особенность позволяет рассматривать арт-рынок не только как инструмент диверсификации инвестиций, но и проводить диверсификацию внутри самого актива, вкладывая средства в различные направления искусства. У начинающих инвесторов очень часто возникает вопрос: «инвестировать в современное искусство или искусство прошлых лет?». Ответ достаточно прост: «различные арт-активы по разному реагируют на колебания рынка, выбор конкретных активов для инвестиций напрямую связан с потребностями инвестора». Инвестиции в современное искусство более рискованны, в то же время, они менее требовательны к минимальному размеру инвестируемого капитала. При удачном вложении, подобные инвестиции имеют большой потенциал роста. В то же время не стоит забывать, что в данной категории очень высока спекулятивная составляющая, нет единого мнения экспертов, и существенное влияние на ценообразование оказывает PR. Этот сегмент рынка наиболее пострадал во время кризиса.
          

          Во время финансовых потрясений и нестабильности финансовых рынков, у инвесторов преобладает желание сохранить свои деньги, и идёт переориентация на более надёжные активы. Консервативная стратегия ориентируется на работы музейного уровня, шедевры, ценность которых проверена временем и по которым существует консенсус-прогноз. Этот сегмент не дает больших доходов, но при этом является более надёжным. Такие категории могут терять ликвидность, но не утратят своей ценности.
                

          Цены на русское искусство с 2003 по 2008 год изменялись в русле общей тенденции роста и сенсационно били рекорды прошлых лет. Если десять лет назад рассматривать рынок русского искусства как часть международного арт-рынка было чересчур амбициозно, то сейчас международное экономическое сообщество уже считает русское искусство неотъемлемой частью международного арт-рынка. В настоящий момент раздел «русское искусство», согласно отчётам международных аукционных домов, входит в десятку ведущих направлений на арт-рынке. Возрос интерес к русскому искусству и со стороны иностранных инвесторов. Однако основной вклад в рост русского сектора арт-рынка внесли российские коллекционеры, именно благодаря им, уже в течение пяти лет  существует стабильный и неуклонный рост объёмов продаж в этом сегменте рынка. За последние пять лет цены на русскую живопись выросли в 7-10 раз. В 2007 году общие объемы продаж крупнейших аукционных домов, которые проводят аукционы русского искусства, достигли рекордных уровней — и по общему итогу, и по количеству рекордов на произведения отдельных авторов.

Рокин Алексей

Скачать программу для ведения семейного (личного) бюджета здесь

Скачать программу для финансового планирования здесь

condom-shop.ru

шаблоны joomla 3

Стены, пошаговые руководства

nissan qashqai 2017

repair-time.ru